Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2013/2014 учебного года Санкт-Петербург Этап 1 (школьный) Задания для 7–8 классов Максимальное количество баллов — 87
1. Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы, пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также расставьте знаки препинания в нужных местах. Слитное написание или отсутствие какого- либо знака обозначайте так: [/] , раздельное написание — так: [I] . Июль в[ ]начале шестой час утра. Окно в дев[ ]чьей поднято и в комнату со двора врывае[ ]я свежая струя воздуха. Рои мух так и к[ ]шат в воздухе и в[ ]собе[ ]ости скуч[ ]ваются под потолком откуда слышится н[ ]ист[ ]вое гудение. Женская пр[ ]слуга уже встала убрала с полу войлоки собралась ок[ ]ло стола и завтракает. На этот раз на столе стоит чашка с т[ ]л[ ]кном и деревя[ ]ые ло[ ]ки усиле[ ]о работают. Через десять минут завтрак конч[ ]н девицы скрываются в рабочую комнату где расставл[ ]ы пяльцы и п[ ]душки для кружев. В дев[ ]чьей остается одна ден[ ]щица, обыкнове[ ]о из подростков которая уб[ ]рает посуду м[ ]тёт комнату и пр[ ]н[ ]мается в[ ]зать ч[ ]лок ч[ ]тко пр[ ]слушиваясь не раздаду[ ]я ли в барын[ ]ой спальне шаги Анны Павловны Затрапезной. Рабочий день начался но работа п[ ]куда идет вяло. До тех пор пока не заслыш[ ]я грозный барын[ ] голос у некоторых девушек сл[ ]паю[ ]я глаза другие ведут пра[ ]ные разговоры. И иглы и к[ ]клю[ ]ки двигаю[ ]я медле[ ]о. Хотя время еще ран[ ]ее но в рабочей комнате солнечные лучи уже начинают и[ ]подволь нагр[ ]вать воздух. [ ]переди предвиди[ ]я жаркий и душный день. Беседа идёт о том какое барыня сделает ра[ ]пор[ ]жение. Хорошо еж[ ]ли пошлют в лес за грибами или за ягодами или нарядят в сад ягоды об[ ]рать но беда еж[ ]ли на целый день за пяльцы да за к[ ]клю[ ]ки засадят хоть ум[ ]рай от жары и духоты. (По М. Е. Салтыкову-Щедрину) 2. Объясните значения следующих редких или устаревших слов, встречающихся в тексте: т[ ]л[ ]кно пяльцы 2 ден[ ]щица к[ ]клю[ ]ки и[ ]подволь
3. Женская пр[ ]слуга уже встала убрала с полу войлоки… Что означает в данном предложении выделенное слово? Почему от этого существительного в данном случае возможно образовать форму множественного числа? В каких ещё случаях существительные, обозначающие материал или вещество и обычно употребляющиеся только в единственном числе, могут употребляться во множественном? 4. Перед вами отрывок из книги Н. И. Костомарова, написанной во второй половине XIX века: Манштейн прошел через сад; часовые пропустили его без сопротивления, и он достиг до покоев. Как бы выглядела эта фраза в современном русском языке? Объясните, что могло повлиять на употребление в этом предложении именно предлога до. 5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание. 1) Приходил к нам Курд, воспитанный миссионерами-иезуитами и говоривший по французски. 2) Порядочно-ли играют мои коллеги Коля и Саша? 3) Но слово «необ-хо-димо» произносилось вовсе не в каком нибудь извинительном или уменьшительном тоне, а именно в смысле полнейшей необходимости и чуть ли не совпадающей с собственными личными их убеждениями. 4) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи. 5) По-моему личному мнению, защитник, заявляя такую странную мысль, был в полнейшем убеждении, что он говорит самую либеральную, самую гуманную и прогрессивную вещь, какую только можно сказать в наше время. 6. Формы слов каких частей речи могут заканчиваться на -ую? Приведите примеры (достаточно одного на каждую часть речи).
Ответы и критерии оценки Максимальное количество баллов — 87 1. Прочитайте текст и заполните пропуски. На месте пропуска могут находиться буквы, пробелы, дефис, отсутствие любых знаков или сочетание перечисленных объектов. Также расставьте знаки препинания в нужных местах. Исходный текст Июль в начале; шестой час утра. Окно в девичьей поднято, и в комнату со двора врывается свежая струя воздуха. Рои мух так и кишат в воздухе и в особенности скучиваются под потолком, откуда слышится неистовое гудение. Женская прислуга уже встала, убрала с полу войлоки, собралась около стола и завтракает. На этот раз на столе стоит чашка с толокном, и деревянные ложки усиленно работают. Через десять минут завтрак кончен; девицы скрываются в рабочую комнату, где расставлены пяльцы и подушки для кружев. В девичьей остается одна денщица, обыкновенно из подростков, которая убирает посуду, метёт комнату и принимается вязать чулок, чутко прислушиваясь, не раздадутся ли в барыниной спальне шаги Анны Павловны Затрапезной. Рабочий день начался, но работа покуда идет вяло. До тех пор, пока не заслышится грозный барынин голос, у некоторых девушек слипаются глаза, другие ведут праздные разговоры. И иглы, и коклюшки двигаются медленно. Хотя время еще раннее, но в рабочей комнате солнечные лучи уже начинают исподволь нагревать воздух. Впереди предвидится жаркий и душный день. Беседа идёт о том, какое барыня сделает распоряжение. Хорошо, ежели пошлют в лес за грибами или за ягодами, или нарядят в сад ягоды обирать; но беда, ежели на целый день за пяльцы да за коклюшки засадят — хоть умирай от жары и духоты. (По М. Е. Салтыкову-Щедрину) Максимальная оценка за это задание — 50 баллов. За каждую орфографическую ошибку вычитается 1 балл, за каждую пунктуационную — 0,5 балла. За «неузнанное» слово, т.е. случай, когда участник не догадался, о каком слове идёт речь, и неправильно заполнил пропуски (или не заполнил их вообще), вычитается 2 балла. За повторные ошибки в одинаковых словах баллы вычитаются лишь однажды. Варианты пунктуации: начале; шестой — возможна запятая кончен; девицы — возможна запятая обыкновенно из — возможно тире пор, пока — возможно отсутствие запятой обирать; но — возможна запятая или тире 2. Объясните значения следующих редких или устаревших слов, встречающихся в тексте: толокно — мука из поджаренного очищенного овса; каша из такой муки 4 пяльцы — приспособление для вышивания в виде рамки, в которой закрепляется натянутая ткань денщица — здесь: дежурная служанка, следящая за домом коклюшки — палочки (с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом) для плетения кружев исподволь — постепенно, понемногу Каждое верно истолкованное слово — 2 балла. Слово, истолкованное в целом верно, однако с недочётами в формулировке — 1 балл. Слово, истолкованное неверно или не истолкованное вообще — 0 баллов. Максимум 10 баллов. 3. Женская прислуга уже встала, убрала с полу войлоки… Что означает в данном предложении выделенное слово? Почему от этого существительного в данном случае возможно образовать форму множественного числа? В каких ещё случаях существительные, обозначающие материал или вещество и обычно употребляющиеся только в единственном числе, могут употребляться во множественном? Слово войлоки означает войлочные коврики, матрацы, предназначенные для сна (1 балл). В данном предложении но может быть употреблено во множественном числе, так как здесь означает не войлок как материал (в таком значении оно не имеет форм множественного числа), а изделия из войлока (2 балла). Вещественные существительные могут приобретать формы множественного числа также в случаях, если они означают виды или сорта веществ (вина, крупы; 2 балла), большие объёмы вещества (пески, снега; 3 балла) либо — в разговорном употреблении — порции вещества (борщи, компоты; 2 балла). Максимум 10 баллов. 4. Перед вами отрывок из книги Н. И. Костомарова, написанной во второй половине XIX века: Манштейн прошел через сад; часовые пропустили его без сопротивления, и он достиг до покоев. Как бы выглядела эта фраза в современном русском языке? Объясните, что могло повлиять на употребление в этом предложении именно предлога до. В современном русском языке в подавляющем числе случаев глагол достичь управляет родительным падежом без предлога (в данном случае было бы достиг покоев, 2 балла). Глагол достичь по своему значению вписывается в один смысловой ряд с глаголами направленного движения дойти, добежать, добраться (2 балла), которые, как и он, имеют приставку до (2 балла) и употребляются с предлогом до. Максимум 6 баллов. 5. Ниже приведены пять предложений из произведений XIX века. Выпишите из них слова, написание которых не соответствует нормам современной орфографии, и укажите современное написание. 1) Приходил к нам Курд, воспитанный миссионерами-иезуитами и говоривший по французски. Курд — курд, по французски — по-французски (названия национальностей и образованных от них прилагательных пишутся со строчной буквы) 2) Порядочно-ли играют мои коллеги Коля и Саша? Порядочно-ли — Порядочно ли 3) Но слово «необ-хо-димо» произносилось вовсе не в каком нибудь извинительном или уменьшительном тоне, а именно в смысле полнейшей необходимости и чуть ли не совпадающей с собственными личными их убеждениями. каком нибудь — каком-нибудь 5 4) Он уж и так 3 раза присылал спросить о здоровьи Натальи. о здоровьи — о здоровье 5) По-моему личному мнению, защитник, заявляя такую странную мысль, был в полнейшем убеждении, что он говорит самую либеральную, самую гуманную и прогрессивную вещь, какую только можно сказать в наше время. По-моему — По моему По 1 баллу за каждое предложение, в котором верно определены все несоответствия и современные варианты. В предложении 1 требуется определить оба расхождения и привести их к современной норме; за это ставится 1 балл, иначе — 0 баллов. Максимум 5 баллов. 6. Формы слов каких частей речи могут заканчиваться на -ую? Приведите примеры (достаточно одного на каждую часть речи). Глагол (дую), прилагательное (большую), числительное (вторую), местоимение (некоторую), существительное (горничную), наречие (врассыпную). По 0,5 балла за глагол, прилагательное, числительное и местоимение, 1 балл за существительное, 3 балла за наречие. Названная, хотя бы и верно, часть речи, не сопровождённая при этом примером — 0 баллов. Максимум 6 баллов.
|