5 класс Задание №1 Одним из часто встречающихся и очень интересных поэтических приёмов является сравнение. Благодаря сравнению изображение предмета становится более ярким, точным, полным. Оно помогает автору выразить себя, свое видение мира, людей, природы. Сравнение может быть средством характеристики героя. Вот как изобразила поэтесса Новелла Матвеева посадку в поезд: Все входили в вагоны, Как река С гордым видом вступает В берега. Я же бросился в вагон, Как бросаются в огонь, Как бросаются в атаку На врага!!! Напишите развёрнутый ответ на вопрос о том, как сравнения позволяют выразить состояние героев. Обратите внимание на людей, входящих в вагон поезда: что можно сказать о том, какое путешествие предстоит героям этого стихотворения? (Если вам интересно узнать, что произошло с героем дальше, вы можете дома прочитать текст песни поэтессы Новеллы Матвеевой «Дорожная»).
Комментарии к заданию №1 Выполнение данного задания поможет ученику в подготовке к комплексному анализу поэтического текста, который будет ему предложен в старших классах. Анализируя фрагмент и работая над собственным текстом, ученик будет задумываться о содержательности формальных приёмов, использованных автором стихотворения. Поскольку ученики 5-го класса, участвуя в олимпиаде, ещё не владеют навыками комплексного анализа текста, целесообразно предложить школьникам задание, которое поможет им сконцентрироваться при ответе на конкретный вопрос, но при этом проявить понимание специфики лирического текста в целом. Находя сравнения в тексте стихотворения, ученики смогут подумать о том, в чём заключается особенность данного приёма: на основании чего осуществляется сравнение, как оно помогает герою стихотворения выразить своё внутреннее состояние и соотнести его с переживаниями других путешественников. Оценивая данное задание, следует обратить внимание на то, как ученик строит высказывание (в этом выразится его понимание того, что такое композиция текста), насколько подробно описывает душевное состояние героев, насколько точно соотносит два компонента сравнения. Безусловно, необходимо оценить и богатство словаря ученика, и разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте, который создаст ученик. Для поощрения наиболее оригинальных работ стоит предусмотреть специальный балл в общей структуре баллов. Рекомендуемое количество баллов – 20.
Задание №2 Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты. Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка» (например «В контакте» или в Фейсбуке) или сайт у Тома Сойера или Капитана Немо, Тибула или Владимира Дубровского… Какая информация могла бы на ней появиться? (Выбор героя – за вами!) Вариант задания Детям, не включенным в социальные сети, не очень знакомым с Интернетом, можно предложить создать и описать концепцию фильма (радио-, телепередачи, стенгазеты) о литературном герое. Комментарии к заданию №2 Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 5-6-х классов готовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на различных турах олимпиады в старших классах. При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет показать, какие средства характеристики литературного персонажа он знает: портрет, интерьер, вписанность в определённый пейзаж, речевая характеристика героя, характеристика, которую ему дают другие персонажи. «Френдлента» героя покажет, как ученик понимает его место в системе персонажей. Формируя «ленту новостей» и стилизуя записи других героев, ученик сможет продемонстрировать знание сюжета произведения и понимание стиля автора. Особенно ценными могут стать межтекстовые связи, которые могут быть отмечены учениками, если они найдут связи между героями разных произведений. Стоит отметить визуальное оформление данного задания, но, конечно, не качество исполнения, а ту «визуальную концепцию», которую выберет ученик. Оценивая выполнение данного задания, стоит обратить внимание на его «объём» - количество характеристик, которые отберёт ученик. Рекомендуемое количество баллов – 30. Примечание. Поскольку проверка работ осуществляется в каждой конкретной школе, то каждому конкретному жюри придется проверять в сумме не так много работ. Это обеспечит единство подходов к проверке. Перед проверкой целесообразно договориться о том, как распределять предложенные баллы, и составить свои рабочие критерии. При этом можно воспользоваться рекомендациями, данными для проверки работ учеников 7-8-х и 9-11-х классов. В любом случае при проверке работ стоит не забывать о здравом смысле и в спорных ситуациях вспоминать о живом олимпиадном духе, а не о мертвой
букве инструкций.
6-й класс Задание №1 Прочитайте стихотворения, написанные разными поэтами об одном времени года – весне. Представьте себе, что вы оказались куратором выставки иллюстраций к этим текстам (одна-две иллюстрации к каждому стихотворению). Как вы думаете, в какой технике будет выполнена каждая из работ художников (акварель, масло, графика, что-то еще)? Какого они размера? Какие цвета будут преобладать на каждой? Как их лучше развесить (чтобы на них падал прямой солнечный свет, в затенённом углу)? В каком порядке вы бы их расположили? Обоснуйте свою точку зрения. *Куратор (лат. curator), попечитель, опекун, лицо, которому поручено наблюдение, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ; сегодня это часто еще и автор выставки, ее режиссер и сценарист.
Афанасий Фет ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ
О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чём - неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.
Осип Мандельштам
* * * На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Берёзы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, – Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти.
Борис Пастернак
МАРТ
Солнце греет до седьмого пота, И бушует, одурев, овраг. Как у дюжей скотницы работа, Дело у весны кипит в руках. Чахнет снег и болен малокровьем В веточках бессильно синих жил. Но дымится жизнь в хлеву коровьем, И здоровьем пышут зубья вил. Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середине дня, Кровельных сосулек худосочье, Ручейков бессонных болтовня! Настежь всё, конюшня и коровник. Голуби в снегу клюют овёс, И, всего живитель и виновник, — Пахнет свежим воздухом навоз.
Юрий Левитанский
КАК ПОКАЗАТЬ ВЕСНУ Я так хочу изобразить весну. Окно открою и воды плесну на мутное стекло, на подоконник. А впрочем, нет, подробности — потом. Я покажу сначала некий дом и множество закрытых ещё окон. Потом из них я выберу одно и покажу одно это окно, но крупно, так что вата между рам, показанная тоже крупным планом, подобна будет снегу и горам, что смутно проступают за туманом. Но тут я на стекло плесну воды, и женщина взойдёт на подоконник и станет мокрой тряпкой мыть стекло, и станет проступать за ним сама и вся в нём, как на снимке, проявляться. И станут в мокрой раме появляться её косынка и её лицо, крутая грудь, округлое бедро, колени, икры, наконец, ведро у голых её ног засеребрится. Но тут уж время рамам отвориться, и стёкла на мгновенье отразят деревья, облака и дом напротив, где тоже моет женщина окно. И тут мы вдруг увидим не одно, а сотни раскрывающихся окон, и женских лиц, и оголённых рук, вершащих на стекле прощальный круг. И мы увидим город чистых стекол. Светлейший, он высоких ждёт гостей. Он ждёт прибытья гостьи высочайшей. Он напряжённо жаждет новостей, благих вестей и пиршественной влаги. И мы увидим — ветви ещё наги, но веточки, в кувшин водружены, стоят в окне, как маленькие флаги той дружеской высокой стороны. И всё это — как замерший перрон, где караул построился для встречи, и трубы уже вскинуты на плечи, и вот сейчас, вот-вот уже, вот-вот. Комментарии к заданию №1 Выполнение данного задания поможет ученику в подготовке к комплексному анализу поэтического текста, который будет ему предложен в старших классах. Анализируя предложенные стихотворения и создавая собственный текст, ученик будет задумываться о содержательности формальных приёмов, использованных автором стихотворения. Поскольку ученики 6-го класса, участвуя в олимпиаде, ещё не владеют навыками комплексного анализа текста, целесообразно предложить им задание, которое поможет им сконцентрироваться при ответе на конкретный вопрос, но при этом проявить понимание специфики лирического текста в целом. Выполняя данное задание, ученикам придётся проделать серьёзную работу. Стихи посвящены одной – весенней – теме, но написаны разными авторами, о разных «периодах» этого времени года, у этих стихотворений разные «герои», поэтому каждый поэт выбирает свои средства, чтобы создать образ весны, говорит на своем «языке». Художник, создавая иллюстрацию, должен этот «язык» понять и выбрать подходящую технику, продумать композицию картины, ее цветовое решение, степень детализированности. Перевод с индивидуального «языка» поэта на индивидуальный «язык» художника и потом описание получившегося результата снова словами – непростое и интересное дело. К работе художника добавится здесть и работа куратора, так что ученикам предстоит побывать в разных ролях, которые в итоге позволят под разными углами зрения взглянуть на стихотворения. Оценивая выполнение данного задания, следует учитывать количество сделанных учеником наблюдений над текстами. Безусловно, необходимо оценить и богатство словаря ученика, и разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте, который создаст ученик. Для поощрения наиболее оригинальных работ стоит предусмотреть специальный балл в общей структуре баллов. Рекомендуемое количество баллов – 20.
Задание №2 Аналогично заданию для пятого класса.
источник
|