30 сентября в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»
состоялось испытание под названием «Открытая дискуссия». Одной из тем,
вынесенных на публичное обсуждение, стала проблема школьного списывания.
Констатируя, что
она имела место и в советской системе образования, и в реалиях XXI века (достаточно вспомнить утечку
контрольно-измерительных материалов во время ЕГЭ-2013), ряд конкурсантов, по
сути, предложил отказаться от традиционного восприятия списывания как сугубо
негативного явления. «Итог дискуссии: списывание – часть социализации, а школа XXI века немыслима без живого учителя» – так
был озаглавлен «горячий» репортаж на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/toy_news/191.
Абстрагируясь от
конкурса и размышляя над природой списывания, хотелось бы отметить, что данная
проблема имела место не всегда и не везде. Это такой же продукт
конкретно-исторической культуры, как обыденное выбрасывание мусора прямо из
окна или массовое нарушение правил дорожного движения. Обращаясь к опыту
современных сверхдержав, мы видим, что законодательство КНР карает тех, кто поддался
соблазну списать во время экзаменов, такой «драконовской» мерой, как
пожизненный запрет на получение высшего образования. В школах США выявляют
соответствующих нарушителей, поощряя практику доносов на воров результатов
чужого интеллектуального труда. В России подобные доносы считаются зазорными:
памятуя о всеобщем ложном доносительстве в период сталинизма, мы впали в
обратную крайность, считая аморальным сообщать о совершённых на наших глазах
правонарушениях. Для американцев никакой нравственной дилеммы в этом нет:
списал – значит, украл, покушаясь занять в перспективе чужие места в вузе, в
профессии, в социальной иерархии, которые ты не заслужил ни по способностям, ни
по труду.
О способах
преодоления списывания было уже много сказано в отечественной дидактике. Это, к
примеру, использование устной зачётной формы, и, как справедливо отметили
некоторые конкурсанты во время дискуссии, составление учителем индивидуальных и
эксклюзивных творческих заданий (которые делают бессмысленным бездумное
скачивание из Интернета шаблонных рефератов).
Между тем,
списывание – это не только учебная, но и ментальная проблема. На мой взгляд, с
ней нужно не заигрывать, а с малых лет прививать ребятам мысль о том, что
списывание – это не шалость и пустяк, а такое же мерзкое дельце, как кража
чужого кошелька. Иначе мы дойдём до того, что и коррупция – это разновидность
социализации: украл, воспользовался служебным положением – значит, проявил
социально-экономическую компетентность в условиях рыночной конкуренции…
Сергей Шадрин, учитель истории и обществознания средней школы №143 с углублённым изучением отдельных
предметов города Казани, Республика Татарстан, участник Всероссийского конкурса
«Учитель года России-2013».
Источник