Максимальное
количество – 40 баллов.
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.
В пре(д,дд)верии пр…стольного праздника д…ячок и под…ячий навьючили (злато)гривую лошадь, чтобы ехать в помещичью усадьбу. Там шесть княж…н в парч…вых платьях сидели в реш…тчатой беседке. А ч…порный щ…голь-ухаж…р предлагал им сгущ…нку в стекля(н,нн)ой вазочке, ш…колад, (бледно)зеленый крыж…вник и (пол)арбуза. Шесть прив…редливых барышен… презрительно принимали угощения пр…митивного кавалера.(10 баллов, за каждый правильный ответ 0,5 балла)
2. Поставьте ударение в приведенных ниже словах.Бармен, баловать, бензопровод, исчерпать, звонит, оптовый, туфля, щавель. (4 балла: 0,5 балла за каждый правильный ответ)
3. Запишите фразеологизмы, в состав которых входят данные слова:Муха, кот, комар, слон, собака, волк. (7 баллов: по 1 баллу за каждый фразеологизм, содержащий одно из указанных слов, + 1 поощрительный балл, если названо больше шести фразеологизмов)
4. Выпишите слова, соответствующие данной схеме:
Корень,суффикс, окончание. Синий, молочный, лисий, зеленый, каменный, мамин, разумный.( 2 балла)
5. В древнерусском языке глаголы в неопределенной форме оканчивались на – ти. Например: Стал Вольга тут покрикивати, колпаком стал Вольга тут помахивати…Почему в современном русском языке неопределенная форма глагола может оканчиваться на – ти и – ть? Например: плести, нести и ходить, сохнуть.(3 балла)
6. Прочитайте произведение А.Я.Яшина. Какова, на ваш взгляд, основная идея стихотворения? Что вы думаете о роли диалектных слов в нашей жизни? Напишите сочинение-миниатюру. К какому стилю и типу речи относится созданный вами текст?Родные слова Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева, Летятина – дичь, Пересмешки - молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, Фыпики – снегири; Дежень, Воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна. Возилкой Неполный мешок с зерном Вчера назвала мельничиха, Поднёбицей – полку под потолком, Клюкву – журавлихой. Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять И есть ли такие средства? (14 баллов)
Инструкция по проверке и оценке ответов Максимальное количество – 40 баллов. Задание 1. Максимальное количество – 10 баллов (за каждый правильный ответ 0,5 балла)Задание 2. Максимальное количество – 4 балла (по 0, 5 балла за каждый правильный ответ).Задание 3. Максимальное количество – 7 баллов (по 1 баллу за каждый фразеологизм, содержащий одно из указанных слов,+ 1 поощрительный балл, если названо больше шести фразеологизмов)Задание 4. Максимальное количество – 2 балла (по 0,5 балла за каждое слово).Задание 5. Максимальное количество – 3 балла.Задание 6. Максимальное количество – 14 баллов:1 балл – формулировка идеи стихотворения, 0,5 балла – определение стиля речи, 0,5 балла – определение типа речи.12 баллов – за сочинение-миниатюру: 2 балла - наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос, 2 балла - наличие примеров-аргументов, 1 балл - смысловая цельность и логичность изложения мыслей, 1 балл - фактическая точность сочинения-рассуждения, 5 баллов – грамотность, 1 балл (поощрительный) – за творческий подход к раскрытию темы.Время выполнения заданий – 3 часа (9.00 – 12.00)
Примерные ответы
1. В преддверии престольного праздника дьячок и подьячий навьючили златогривую лошадь, чтобы ехать в помещичью усадьбу. Там шесть княжон в парчовых платьях сидели в решетчатой беседке. А чопорный щеголь-ухажер предлагал им сгущенку в стеклянной вазочке, шоколад, бледно-зеленый крыжовник и пол-арбуза. Шесть привередливых барышень презрительно принимали угощения примитивного кавалера.2. Бармен, баловать, бензопровод, звонит, исчерпать, оптовый, туфля, щавель.3. Например: делать из мухи слона, белые мухи, слон в посудной лавке, кот наплакал, купить кота в мешке, комар носа не подточит, собаку съесть (в чем-либо, на чем-либо), вот где собака зарыта, волком смотреть, волки сыты и овцы целы, волк в овечьей шкуре и др.4. Молочный, лисий, каменный, мамин.5. В таких древнерусских глаголах, как зъвати, сохнути, ходити, последний звук, безударный, произносился нечетко и со временем перестал
произноситься. Так появилась форма инфинитива на -ть. Сохранение
глаголов на –ти в русском языке связано с тем, что в таких словах
последний звук оказался ударным. Например, нести, везти, плести, идти.6. В стихотворении А.Яшина
«Родные слова» выражена идея бережного отношения к диалектным словам, играющим
важную роль в сохранении национальной самобытности и народных традиций,
богатства и выразительности русского языка.
|