Что в итоге получается? Учат в школе по пятибалльной системе, а на
выходе оценивают по стобалльной шкале ЕГЭ. С сочинением, которое станет
обязательным в этом году, картина еще интереснее. В школах за него пока
будут ставить «зачет-незачет». Зато вузам уже сейчас предложили
оценивать его по десятибалльной системе. Может, и школам пора отказаться
от традиционных пятерок и четверок?
– Рекомендации учителям не менялись с 1940-х годов: «1» – слабые
успехи; «2» – посредственные; «3» – достаточные; «4» – хорошие; «5» –
отличные, – рассказала «РГ» заместитель директора Клинской гимназии 15
Елена Борзова.
Она считает, что пятибалльная система давно себя изжила. Вот десять
баллов – другое дело. Главный плюс – психологический комфорт для
ребенка, который практически не получает единиц и двоек.
В 15-й гимназии давно перешли на 10-балльную систему и минусов не
видят: у учеников даже тройки редкость, не то что единицы и пары.
Справедливости ради скажем, что и десятку тут заработать нелегко. Десять
ставят самым одаренным за то, что они безупречно выполнили все, включая
задания повышенной сложности.
А вот в школе села Ямкино Ногинского района обеими руками за
20-балльную систему, на которую перешли еще в 1991 году. Заместитель
директора Яна Угольнова говорит, что сама училась в этой школе и очень
довольна тем, что получала не «пять», а «двадцать».
– От 0 до 9 баллов – это двойка. Тройка – оценки от 9,1 до 14 баллов.
С 14,1 до 18 – четверка, дальше – пятерка. Мы считаем средний балл
каждого ученика и составляем рейтинги, – объясняет Яна Угольнова, –
допустим, у ребенка было 16,7, а стало 16,75. Значит, он улучшил
результат.
Есть школы, где вообще отказались от оценок по некоторым предметам
или полностью перешли на рейтинговую систему оценивания. Ученик собирает
не оценки, а баллы, занимая каждые полгода определенное место в
рейтинге.
Так, может, давно пора отказаться от оценок, которые ничего не
значат? К тому же ЕГЭ поставил большое сомнение привычную пятибалльную
систему. Теперь ученики спрашивают друга не «какую оценку ты получил?», а
«сколько баллов набрал?».
От первого лица
Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:
– Вопрос об оценках в министерстве не обсуждается. Есть традиционная
пятибалльная система, которая давно сложилась. Но если школа хочет
перейти на другую – ей никто это не запрещает.
А как у них
Анна Розэ, Германия, Берлин
«Единица» – самая высокая оценка, «шестерка» – самая низкая отметка. Между баллами существуют промежуточные оценки.
Например, между «единицей» и «двойкой» еще есть отметки 1,3 и 1,7, а
наша «пятерка с плюсом» эквивалентна немецкой отметке 0,7, в то время
как «шестерки с плюсом» в немецкой школе не существует. В начальной
школе до шестого класса в свидетельства ставятся даже «шестерки», а
«промежуточные» отметки не имеют большого веса. С тремя немецкими
«пятерками» в следующий класс учеников начальной школы уже не переводят.
С 11 по 12-й классы, считающиеся выпускными, каждой оценке
соответствует определенное количество баллов. Ноль баллов ты получишь за
«шестерки», а 15 за «единицу с плюсом». Ноль означает, что школьник
провалился. В некоторых федеральных землях и школах ФРГ балльная система
применяется уже с седьмого класса.
Итоговая оценка для аттестата учитывает сорок разных отметок ученика.
Причем имеют особое значение оценки за реферат, коллоквиум, важные и
второстепенные предметы. Таким образом, в немецком аттестате об
окончании средней школы могут стоять самые разнообразные цифры – 1,1; 1;
2, 2,5.
Вступительных экзаменов в немецких университетах нет, а на особо
популярные специальности есть «конкурс аттестатов». Вот для этого и
пригодятся хорошие оценки! Благо, выпускные экзамены имеют
неограниченный «срок годности».
Вячеслав Прокофьев, Франция, Париж
Во французских школах принята 20-балльная система оценок. Однако она
начинается не с первого класса. Первые пять лет школы, а это начальная,
учитель оценивает устный ответ или письменную работу, прибегая к
следующим обозначениям: «о.х.» («очень хорошо»), по-нашему «пятерка»,
просто «х» («хорошо»), «четверка», «д.х.» («достаточно хорошо»), то есть
«троечка», и «п» («просмотрено»), ну это, конечно, «пара».
С 20-балльной системой ребята сталкиваются в колледже – средней
школе, и она их сопровождает до «терминала», последнего, выпускного
класса лицея. При этом оценки ниже 10 баллов считаются по нисходящей
плохими, а выше по восходящей – хорошими вплоть до отличнейшей – 20
баллов.
Источник